Ротор 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Является узлом турбогенератора.
Ротор изготовлен из цельной поковки высококачественной легированной стали, обеспечивающей его механическую прочность при всех режимах работы генератора.
Предназначен для создания магнитного поля внутри статора турбогенератора.
Обмотка ротора выполнена из полосовой меди с присадкой серебра. Её охлаждение осуществляется непосредственно водородом по схеме самовентиляции с забором газа из зазора машины.
Дюралюминиевые клинья, удерживающие обмотку в пазах, имеют заборные и выходные отверстия для охлаждающего газа, совпадающие с боковыми каналами, выфрезерованными в катушках.
Пазовая и витковая изоляции катушек выполнены из прессованного стеклополотна на теплостойком лаке. Контактные кольца, насаженные в горячем состоянии на промежуточную, изолированную от них втулку, установлены за подшипником со стороны возбудителя.
Стержни токоподвода, расположенные в центральном отверстии ротора, соединяются с обмоткой и контактными кольцами с помощью изолированных гибких шин и специальных изолированных болтов, которые для обеспечения газоплотности ротора имеют уплотнения сальникового типа.
Для соединения с турбиной на конце вала ротора насажена полумуфта. На противоположном конце вала насажены контактные кольца


Бандаж лобовых частей    


Представляет собой сборочный узел состоящий из :
- кольцо бандажное ( изготавливаются из коррозионностойкой стали марки Р900);
- кольцо упорное ;
- шпонка кольцевая;
- кольцо опорное ;
- кольцо нажимное.
Предназначен для удержания лобовых частей обмотки ротора от действия центробежных сил при вращении ротора. Устанавливается со стороны турбины и стороны контактных колец.
Роторные бандажи, выполненные из специальной немагнитной стали, имеют горячепрессовую посадку на центрирующую заточку бочки ротора.
От осевых перемещений бандажное кольцо удерживается кольцевой шпонкой и гайкой, навинченной на носик бандажа с наружной стороны.
Для повышения термической стойкости ротора против воздействия токов обратной последовательности, замыкающихся по торцам бочки ротора, поверх изоляции лобовых частей обмотки уложены внахлёст короткозамыкающие кольца в виде двухслойных медных гребёнок. Зубья гребёнок располагаются под клинья в пазах с обмоткой и в специальных пазах, выфрезерованных в больших зубцах бочки.
Лобовые части обмотки ротора изолированы от бандажей и центрирующих колец изоляционными сегментами.


Обмотка статора (стержни изолированные)


Являются конструктивными узлами турбогенератора
Обмотка статора-трехфазная, двухслойная, с укороченным шагом, стержневая, с транспозицией элементарных проводников. Лобовые части обмотки-корзиночного типа. Стержни обмотки сплетены из сплошных и полых элементарных изолированных проводников и в пазах сердечника закрепляются специальными клиньями.
Для охлаждения обмотки по полым проводникам проходит дистиллированная вода.
На концах стержней припаяны наконечники для подвода воды к полым проводникам. Наконечники припаяны к стержням твёрдым припоем типа ПСр. Электрическое соединение стержней осуществляется медным хомутом и клиньями с пайкой мягким припоем типа ПОС.
Начала и концы обмотки выведены наружу через концевые выводы. Обозначение линейных и нулевых концевых выводов указано на монтажном чертеже, входящем в комплект эксплуатационной документации.
Для подвода и слива охлаждающей воды из обмотки статора имеются кольцевые коллекторы, установленные на изоляторах. Соединение коллекторов со стержнями обмотки осуществляется водосоединительными трубками из изоляционного материала. Охлаждающая вода в обмотке проходит по двум стержням, шинам и выводам, соединенным последовательно. Для контроля заполнения коллекторов водой и для выпуска из них воздуха в верхних точках коллекторов установлены дренажные трубки, выведенные из корпуса статора наружу.
Укладываются в статор под шеф - надзором специалиста завода-изготовителя.


Кольцо контактное


Является конструктивным узлом турбогенератора.
Предназначено для передачи тока от неподвижного аппарата щеткодержателей на вращающийся ротор.
Состоит из втулки цилиндрической формы (изготавливается из стальной поковки) с нанесенной на нее изоляцией на которую через медные токораспределительные кольца одеваются стальные контактные кольца (изготавливаются из стальной поковки). Поставляется в разобранном виде.


Аппарат щеткодержателей
Является деталью турбогенератора (с установкой воздуховода без комплекта электрощеток)
Предназначен для подачи тока возбуждения от статической системы возбуждения в обмотку вращающегося ротора.
Состоит из сварного стального каркаса и медных кольцевых траверс с закрепленными на них силуминовыми (латунными) щеткодержателями.


Масляные уплотнения вала
Являются конструктивными узлами турбогенератора и состоят из обойм (корпусов) и вкладышей.
Предназначены для обеспечения герметичности между неподвижным статором и вращающимся ротором. Могут применяться как кольцевого, так и торцевого типа.
Для предотвращения выхода водорода из статора на наружных щитах генератора установлены двухкамерные масляные уплотнения вала торцевого типа. В уплотнениях этого типа вкладыш с баббитовой заливкой постоянно прижимается к упорному кольцу вала ротора давлением прижимного масла и следует за всеми перемещениями ротора вдоль оси.
Уплотняющее масло под давлением, превышающим давление газа в генераторе, подаётся в напорную камеру и оттуда через отверстия во вкладыше поступает в кольцевую канавку, проточенную в баббитовой заливке вкладыша. Затем масло заполняет радиальные канавки и клиновые скосы и растекаясь в обе стороны от кольцевой канавки, образует при вращении сплошную пленку, которая препятствует утечке газа из корпуса генератора.
Камеры уплотняющего и прижимного масла, образованные между корпусом и вкладышем, уплотнены резиновыми шнурами, помещенными в кольцевые канавки на поверхности вкладыша.


Вывод концевой
Предназначен для электрического соединения выводных шин статора турбогенератора со станционным шинопроводом.

Состоит из токоведущего медного стержня с нанесенной на него изоляцией. Для повышение электрической прочности на вывод концевой насаживается фарфоровый изолятор.


Газоохладители
Выделяющееся в генераторе тепло отводится четырьмя вертикальными охладителями.
Каждый охладитель состоит из биметаллических, латунно-алюминиевых трубок с прокатанными алюминиевыми ребрами.
Трубки завальцованы с обеих сторон в трубные доски, к которым приболчены камеры, уплотненные резиной и связанные между собою рамами.
Охладители вставляются в статор сверху и верхними трубными досками опираются на концевые части статора.
Нижние камеры по отношению к корпусу статора уплотнены резиной таким образом, что обеспечивается свободное тепловое расширение охладителей в вертикальном направлении.
Съемные крышки водяных камер позволяют производить чистку трубок и контроль за их состоянием, не нарушая герметичности корпуса статора.
Напорные и сливные трубы присоединены к нижним крышкам.
Для выпуска воздуха из верхних камер охладителей предусмотрены контрольные дренажные трубки.
Каждая трубка, пропущенная через одну из охлаждающих трубок и нижнюю камеру, заканчивается фланцем, приваренным к камере.
К фланцам присоединяются отводящие трубки с кранами, которые во время работы генератора должны быть постоянно открыты с минимальным сливом воды в дренаж.


Опорные подшипники
Опорный подшипник генератора, установленный со стороны возбудителя, является подшипником стоякового типа и имеет шаровой самоустанавливающийся вкладыш.
Смазка подшипника-принудительная. Масло подаётся под избыточным давлением из напорного маслопровода турбины.
В конструкции подшипника предусмотрен дистанционный контроль температуры баббита вкладыша и сливного масла с помощью термометров сопротивления. Визуальный контроль слива масла производится через стекло в патрубке.
На удлинённой части основания стояка подшипника установлена щеточная траверса, которая служит для подвода тока возбуждения к контактным кольцам ротора.
Для устранения подшипниковых токов предусмотрена изоляция этого подшипника от фундамента и от всех маслопроводов.
На стойке каркаса траверсы предусмотрена установка изолированной от корпуса щётки, которая используется при измерении сопротивления изоляции обмотки ротора и для введения защиты от двойного замыкания обмотки ротора на корпус.
Опорный подшипник генератора со стороны турбины поставляется турбинным заводом.